Eternity (pumchik) wrote,
Eternity
pumchik

Categories:

Как отбить мотивацию к учебе

В одном из предыдущих постов я обещала рассказать о том, чем чреваты сложные школьные задания. Сложные в том смысле, что ребенок не может выполнить их самостоятельно в силу незрелости мозговых структур, необходимых для их выполнения. Проще говоря – задания не по возрасту. Задания, для выполнения которых необходима помощь взрослого. Хотя казалось бы – нельзя недооценивать роль сотрудничества со взрослым, важности совместной деятельности в процессе обучения. Взять хотя бы зону ближайшего развития (ЗБР). ЗБР – понятие, введенное отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, характеризующее связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Она определяется теми задачами, для решения которых необходима инструкция и помощь взрослого, потому как психические функции ребенка, отвечающие за исполнение данного вида деятельности, находятся на начальном этапе формирования и развития. То есть до определенного момента участие взрослого в формировании навыков и умений, действительно, является жизненно необходимым. Но есть одно «но». Описанное выше справедливо для дошкольников. В школе же, где ребенок, по-хорошему, должен сам нести ответственность за качественное и своевременное выполнение «домашки», участие взрослого сослужит плохую службу. Одно дело, когда родитель бегло проверяет уроки первоклашки, и совсем иное, когда они корпят над выполнением вместе. Помимо того, что, как я уже говорила, ответственность за самостоятельное выполнение уроков при таком раскладе не отрастет, уверенность в своих силах и самооценка будут неумолимо стремиться к отрицательным значениям, так еще и мотивация со временем атрофируется. А мотивация – это залог успеха любого мероприятия. Так что же в данном случае происходит с мотивацией? У человека, не способного достичь желаемого/получить желаемого в течение продолжительного времени, возникает реактивное состояние фрустрации, которое сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Детская психика достаточно лабильна, поэтому на «помощь» довольно быстро приходит защитный механизм рационализации: будучи не в силах получить желаемое, человек попросту его обесценивает. В психологии мотивации даже есть специальный термин – «феномен зеленого винограда». Все помнят басню Эзопа «Лиса и Виноград»? Лиса, поняв, что не сможет обладать вожделенной ягодой, называет ее незрелой и непригодной для еды. То есть по сути – обесценивает. Это необходимо для поддержания самоуважения, адекватной самооценки. Рационализируя, человек объясняет собственные намерения таким образом, чтобы самооправдаться и самоутвердиться. Истинные же мотивы при этом (в нашем случае – неспособный ученик, который не может справиться с домашним заданием), увы, не осознаются, поскольку осознание их ведет к потере самоуважения. Кому понравиться признаться в том, что он – глуп, неспособен? Хотя на самом деле очень часто и умен, и талантлив, и способен, просто задания не соответствуют возрасту. Поэтому, если у ребенка пропал интерес к учебе, обратите внимание на содержательную сторону программы. Вполне возможно, что дело будет и не в лени и безалаберности ребенка…
Tags: психологию - в массы, учеба в школе
Subscribe

  • Если друг оказался друг ...

    И снова о буллинге. Хотелось бы верить в совпадение, а не в систему, но с начала весны немалое количество клиентских запросов было связано именно с…

  • Весь в папашу

    Недавно прочла в тематическом сообществе и ужаснулась: так и скажи сыну «Не нужен ты отцу!». Круче только «весь в папашку-долбоящера». Понятно…

  • (no subject)

    Прекрасный! Без сомнения прекрасный Джабраил. Находясь в Москве на каникулах у бабушки с дедушкой, гуляя по Парку Горького и увидев поломки,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments